А вот с того же сайта статья: Сравнение выхлопов Harley
http://motostrangers.ru/?page_id=456 Вольный перевод статьи про выхлопную систему харли. Хочу заметить, что эти советы применимы для круизеров и некоторой части классиков, а не только харли, т.е. для нефорсированных моторов.
Выхлоп харли так же разнообразен, как и те кто на них ездят. Drag pipes, slip-fit mufflers, 2-1, staggered duals, список продолжается и продолжается.. Есть выхлопная система для каждого байка, двигателя, стиля и конфигурации, которую можно представить. Однако, есть большая разница между производительностью и тем что выглядит круто. Если вы планируете покупку нового выхлопа для харли, вам стоит сначала задать себе несколько вопросов:
1. Насколько важно отношение производительности и внешнего вида?
2. В каком диапазоне оборотов вы ищите производительности? “низкий-средний” или же “высокий” ?
3. “Высокая производительность” – это ваша идея или же ее подсказало телешоу “крутой байк”?
Если кто-то ответит “да” на 3 вопрос, тогда вам стоит купить то что выглядит круто и не беспокоиться о том как байк едет. Для того же, кто заинтересован в увеличении производительности, или кому интересно, почему эти drag-pipes позволяют “пулять”, стоит почитать далее.
Начнем с основ. Если не углубляться в физику, есть 3 фактора, которые влияют на производительность и тюнинг выпуска: звуковые волны, тепловые волны и скорость выхлопных газов.
Звуковые волны. Представьте что это ударные волны. Эти волны идут через выхлоп до конца, а потом возвращаются обратно к выпускному клапану. Если выпускной клапан будет открыт, волна также затолкнет часть газов обратно в камеру сгорания и состав смеси изменится. Это обычная проблема для drag pipes.
Тепловые волны. Также как и звуковые, они создаются горячими выхлопными газами. Тепловая волна также возвращается обратно при достижении конца трубы, но, к несчастью, движется с другой скоростью и частотой, поэтому звуковые и тепловые волны достигают камеры сгорания в разное время.
Скорость выхлопных газов. Это скорость прохождения газа через выпускную систему. опитмальная скорость – 300 футов/мин (1.524 м / с). Большая часть стоковых харли требуют наличие трубы диаметром 1-3/4“ (4.45 см) для обеспечения этой скорости. Больше – не всегда лучше, более широкая труба замедляет газы и тем самым ограничивает поток.
Что же все это значит? Рассмотрим несколько основных типов труб и посмотрим, как они относятся к 3 факторам.
1. Drag pipes. Короткие трубы.
Раз труба короткая, звуковые и тепловые волны возвращаются быстрей и, попадая в камеру сгорания, отбирают мощность. Такой выхлоп споектирован для большеобъемных двигателей, работающий на высоких оборотах, в таком случае обратные волны могут быть преодолены. Для помощи механикам, некоторые фирмы, например Cycle Shack, предлагают специальные флейты.
Еще один из способов устранить обратные волны – конусы внутри труб
Будучи установленными в начале труб, они отражают волны, а также меняют скорость газов. Это позволяет не терять производительность на низких оборотах, но возможности удалять отработанные газы нет, как в системе 2-в-1 или стоковом выхлопе.
2. Трубы большого диаметра.
Хотя такой выхлоп и не страдает от проблем drag pipes, фактически, скорость потока падает ниже 300 футов/с из-за большого диаметра труб. Альтернативой является установка ступенчатых труб: отличная по диаметру флейта меняет скорость. Еще один вариант – установка большой “шайбы” на конце трубы. Для этого требуется просверлить трубу на конце и закрепить шайбу на винте внутри трубы. Смысл тот же – изменить скорость газов.
3. Длинные прямые трубы.
Езда с такими трубами без флейт попадает под второй пункт. Удаление флейт сделает выхлоп реально громким, но пострадает и мощность. Помните, больше – не значит лучше. Существуют выхлопные системы, совмещающие патрубки диаметром 1-3/4“ и 2“ банки, например, Python, Samson, Vance & Hines, Dyno Power и Hooker. У всех есть отличный выбор моделей прямых труб, сделанный для тюнинга харли. У Python также есть модели Staggered Dual, со скрытой перемычкой, обеспечивая некоотрые преимущества систем 2-в-1.
4. 2-в-1
Выпускные системы, использующие один коллектор, хорошо приспособлены для работы на низких оборотах на стоковых двигателях. Однако, работа на высоких оборотах может быть крайне нежелательна. Коллектор отлично справляется с задачей отвода выхлопных газов и уменьшения обратных волн, почти также как и стоковые трубы с перемычкой. Компромисс при выборе системы 2-в-1 это внешний вид и иногда звук. Некоторые системы имеют сменные флейты, что позволяет добиться правильного звука и работы двигателя. Примеры производителей: Bub Rinehart, Vance and Hines, White Brothers, Samson и Thunderheaders.
5. “Настоящие двойные” (true duals)
Большей частью используются на роад кингах и туринговых моделях. Приобрели популярность как тюниг для softail и кастом-байков. Термин “duals” означает что выхлопные трубы расположены с обоих сторон байка. Для наилучшего результата требуется наличие перемычки между трубами. Если ее нет, характеристки становятся хуже. Наиболее популярны Bub, Rinehart, Samson, Python.
Трубы true duals с концевиками fishtail интересны своей историей появления.Полиция в Америке проверяла наличие флейт, засовывая дубинку в трубу. Хитроумные байкеры стали делать такие концы, чтобы дубинка не влезала. Убивали 2 зайцев сразу – и проверить не проверишь(полицай злился) и красиво выглядело.
6. Slip-Fit (Slip-On)
Slip-on глушители это лучший вариант, если вы используете стоковые патрубки, но хотите прибавки мощности и звука. Скорость газов, крутящий момент и лошадиные силы остаются почти неизменными.Стоковые глушители тихие из-за требований к громкости и выбросу вредных веществ в атмосферу. Хотя, например, Screaming Eagle I разрешены к использованию практически везде, а вот Screaming Eagle II уже запрещены (но вы с легкостью можете их купить ) Кстати, покупка концов slip-on является наиболее бюджетным способом.
Теория хороша для общего развития, но зачастую выхлопную систему выбирают, исходя из 2 требований – звук и внешний вид. Если внешность видна на фотографиях и довольно легко выбрать то, что будет соответствовать по стилю данному байку, то со звуком куда сложней. Поскольку мы живем в России, 95% труб привозятся на заказ и покупатель узнает “как оно”, только поставив выхлоп на мотоцикл. Естественно, о возврате с причиной “не понравилось” речи не идет Второй путь – послушать мотоцикл с таким выхлопом. Посещая различные мероприятия, можно послушать все виды и размеры труб, поговорить с владельцами и сделать свой выбор. Если же такой возможности нет, можно придерживаться примерной зависимости “размер-звук”.
Наиболее резкий звук имеют drap pipes.
С увеличением длины труб звук становится более басовитым и булькающим. Например, fatboy с пустыми трубами samson звучит как садящийся самолет А на холостых так, как будто в моторе тяжело булькает масло.
“Банки” screaming eagle довольно тихо звучат на холостых, но если поддать газу, раздается мясистый и сочный рык.
Система Supertrapp 2-в-1 с пустой “банкой” на конце звучит очень громко и мощно, но “бульканья” как с длинными трубами уже не будет.
Нечто “среднее” предлагают vance&hines(за исключением drap pipes). Звук не слишком громкий, довольно басовитый, он не режет слух.
Установка самодельных глушителей, высверливание отверстий, выбивание флейт и прочие простые способы сделать звук другим, непредсказуемы. Можно получить как хороший, так и плохой вариант. Такой выхлоп будет уникальным, но зато клеймо производителя дает стабильный и хороший результат.